воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Из истории кружева. Часть 1.

 Спасибо Надежде Морозовой за материал.
Эпиграф:   …А золовки говорят: "Неузорницу ведут!" /Русская народная песня/
______________________________
Сотни лет назад кружево считалось драгоценным подарком. Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. Сохранившиеся источники свидетельствуют, что аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы. Сегодня, после периода незаслуженного забытья, оно продается на известнейших аукционах, а многие дома моды готовы покупать его по цене бриллиантов. 

Слово «кружево» имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде каймы на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.

Elizabeth, Queen of Bohemia. By an unknown artist, 1613. In the National Portrait Gallery of London

В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетёное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетёное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Заметим, что в России игольное шитое кружево не исполнялось, а плетёное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.

A 'falling collar' from the Netherlands with Italian needle lace, Reticella or point coupe. It dates to the mid-seventeenth century. From the Rijksmuseum in Amsterdam.

Кружево — искусство европейское. Когда оно появилось? Без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны с середины XVI века. Вероятно, с этим временем и следует связывать его возникновение. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетёного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий "кружево" в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга право называться его родиной.


Portrait of a Noblewoman British Painter, late 16th century Oil on wood Metropolitan Museum of Art

Первоначально кружева представляли собой скромную узенькую ажурную полоску с зубчатыми контурами и геометрическим орнаментом. Первое кружево не имело никакой тканой основы и являлось лишь узорчатым переплетением нитей. Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

1589. English noble girl. Age 14.

Кружево, представляющее собой ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы, появилось на рубеже XV и XVI вв. До этого времени в странах Западной Европы были известны различные виды ажурной вышивки, явившейся, по существу, подготовительным этапом в истории развития кружев. Наиболее близким предшественником кружева следует считать ажурную вышивку, выполненную в технике строчки по разреженному полотну. Этот вид ажурной вышивки получил название шов по прорези (point coupre), геометрический же орнамент в виде кругов, звезд и розеток известен под названием «ретичелл». Ажурные квадраты подобной вышивки обычно чередовались с четырехугольниками полотна или располагались рядами, образуя длинные сквозные полосы.

1618. English noblewoman. Lace detail
Первое кружево имело очень образное название стежок в воздух (punto in aria). Оно выполнялось иглой петельным швом по узору, нарисованному на бумаге.
Начиная работу над шитым иглой кружевом, мастерица прокладывала по контурам нарисованного на пергаменте узора толстую нитку, прикрепляя её мелкими стежками к пергаменту и подложенному под пергамент полотну. После этого всё пространство, ограниченное контурной ниткой, являвшейся как бы остовом орнамента, заполнялось петельным швом. Отдельные детали орнамента соединялись тонкими связками, сделанными также петельным швом. Когда работа заканчивалась, между пергаментом и полотном продевались ножницы, наметка разрезалась и кружево отделялось от нарисованного узора.

Вермер Делфтский Ян Кружевница 1664 г.

Одновременно или несколько позже появляется и кружево, плетённое на коклюшках. Для плетения кружева бралась особой формы подушка, к которой прикреплялись концы ниток, намотанных другими концами на коклюшки, имеющие вид катушек с удлиненными рукоятками. На подушку накладывался так называемый «сколок», т.е. нарисованный на бумаге узор с проколотыми в местах пересечения линий узора дырочками. Плетя кружево, мастерица вкалывала металлические булавки в дырочки сколка и, перекидывая коклюшки друг через друга, скрещивала нити, оплетающие булавки. По мере движения работы, следуя сколку, кружевница втыкала новые булавки, вынимая старые из уже сплетённого кружева.

В.А. Tропинин Кружевница 1823 г.

В дальнейшем, по мере совершенствования технических приемов, кружево становилось шире, удлинялись его зубцы, усложнялся его узор. Наряду с геометрическим орнаментом, наиболее характерным для вышивок шов по прорези и ранних кружев, довольно большое распространение получили узоры с изображением человека и различных животных. Обычно это были геометризованные фигуры дам в платьях с длинными широкими юбками и кавалеров, вкомпанованные в расположенные рядами квадраты и образующие как бы одну общую цепочку. Подобные изображения иногда располагались в шахматном порядке, чередуясь с вышитыми гладью квадратами полотна.

A woman's smock of linen with bobbin-lace trimming. English, 1620-30s. 
К концу XVI и в начале XVII в. появляются кружева с изображением библейских и мифологических сцен и персонажей, причем в одном и том же изделии часто комбинируются приемы вышивки и шитого иглой или плетеного кружева. 
На изготовление кружева могли уходить месяцы кропотливой работы - такое украшение было роскошью, позволительной лишь для избранных. В гардеробе богачей и аристократии оно кокетливо обрамляло линии декольте на корсажах платьев, выглядывало из-под манжет длинных рукавов и облагораживало вид шёлковых носовых платков. Однако у кружева был весомый аргумент в оправдание своей дороговизны - его можно было спороть с костюма и заменить другим, что означало просто сделать устаревший костюм снова модным.

В Италии в XVI в. печатались специальные сборники узоров для вышивок шов по прорези и кружев с орнаментом ретичелла, изготовлявшихся в то время как женщинами из народа, так и знатными дамами. Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге. Такие же сборники печатались и в других европейских странах. Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь
.

Продолжение в следующей публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

Привет! Меня завут Наталия и это мой блог: Добрушки - добрые игрушки
...Читать далее