вторник, 28 апреля 2015 г.

"Кружевной" словарик.

Нашла в интернете вот такой замечательный словарик, даже два, спешу с вами поделиться! ))

Словарик

Аграмант — мерное (для отделки края) кружево с зубчиками или фестонами с двух сторон.

Алансонское — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.

Алоэ — шитое иглой или плетеное на коклюшках и из нитей, полученных из очень крепких волокон алоэ, а также агавы, конопли и др. Производится на Филлипинах и в Италии.

Английское шитье — вид белой вышивки на белом фоне, имитирующий кружево, производится в виде полотна или басонного кружева.

Англитер — вид брюссельского плетеного кружева, производимого в конце 17 начале 18вв. А. отличалось разнообразием орнамента и технических приемов. Узор располагался на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон из пикотированных (украшенных мелкими зубчиками) связок. Очень разнообразны ажур
ные сетки, детали цветочного узора часто подчеркиваются мелким рельефом. Узор и фон А. плели одновременно, что затрудняло изготовление фасонных вещей.

Аржантанское, аржантан — шитое французское кружево, похожее на алансонское, но более широкое, с большей сеткой фона и без кордоне (тесьмы). Было популярно в 18в. для передников, галстуков, манжет и накидок. Называлось также point d`Argentan, point France.

Басонное — машинное отделочное кружево, вырабатываемое на многочелночных петельных машинах с жаккардовым механизмом; м.б. гладким, рифленым с различными геометрическими и растительными мотивами. В зависимости от толщины нити, формы рисунка и ширины
различают несколько типов, названных по рисунку игольного или коклюшечного кружева: валансьен; малин, бретон, брабант, грунтовое русское или торшон. Производят из хлопчатобумажных, вискозных и текстурированных нитей.

Бенш, бинч — вид фландрского коклюшечного кружева, производимого в 17в. (город Бенш в Бельгии). Тонкое плетеное кружево, образованное
плотным переплетением нитей и фоном из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой является особый узор сетки фона, напоминающий звездочки снежинок. Из него выплетали воротники, манжеты, краги перчаток.

Блонды — французское или испанское классическое коклюшечное кружево из несученых шелковых ниток белого цвета или кремовых
оттенков, реже черного. В 19в. в такое кружево по контуру узора стали вплетать золотую или серебряную плоскую нить. Из Б. плели штучное
кружево — головные накидки, наколки, косынки. В России кружево такого типа плели в г. Балахна Нижегородской губ. Узор состоял из крупных букетов на сетке.

Продолжение читайте после ссылки:

Брабантское, брабант — тонкое плетеное с орнаментом на тюлевом фоне, относится к группе брюсельских кружев, но значительно грубее;
широкое рельефное, шириной 458100мм. Узор менее плотного плетения, в нем не хватает изящества и совершенного мастерства брюссельских кружев.

Бретонское, бретон — вид французского шитого или игольного кружева. Тонкое узкое рельефное, шириной 10840мм. Вышивалось плотной, иногда
цветной нитью по контуру. Имеет вид сетки с растительными узорами. Имитируется в басонном машинном кружеве.

Брюгге, брюж — коклюшечное кружево, выплетаемое фрагментами, соединяемыми между собой. Другое название "Гипюр де Брюж". Центр
производства г. Брюгге, Бельгия.

Брюссельское апплике — плетеное тюлевое кружево с аппликацией. Техника изготовления возникла в Брюсселе из кружева англитер в
середине 18в. Узор выполнялся отдельно и нашивался на тюль. В 308е годы 19в. появился машинный способ. Тюлевая сетка изготовлялась на
машине, а рисунок, сплетенный вручную с помощью иглы или коклюшек, нашивался на основу. Б.а. очень ценилось в конце 19 начале домашних платье и нарядов для чая.

Брюсссельское — дорогое тонкое игольное или коклюшечное кружево, кружевная аппликация по тюлю. Производится в Брюсселе с начала 16в.
Машинное Б.к. впервые появилось в 1768г.

Валансьен — вид классического тонкого коклюшечного кружева, выполняемого в городе Валансьене на севере Франции. Тонкое узкое,
шириной 10840мм. В Россию кружево было завезено в конце 18в., и в мастерских дворянских усадеб стали плести кружево такого типа.
Классический тип В. — растительный узор без рельефа на поверхности с плотно организованным орнаментом и решеткой8фоном из круглых ячеек.
Позднее появился тюлевый В. Растительный узор разбит фонами с мелкими четырехугольными ячейками, перевитыми несколько раз. В 19в. В. выплетали в Ельце, Мценске Орловской губернии и в Паленской школе Вологодской губернии.

Венецианское — классическое игольное кружево, производимое в Венеции с 15в. Изобретенный здесь гипюр, составленный из крупного
растительного узора, отличался плотностью общей структуры кружева.

Вологодское — вид русского коклюшечного кружева, распространенного в Вологодской губернии — крупнейшем старинном центре кружевоплетения. Все основные изображения в сцепном В.к. выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой (узкая полоса8лента полотняного переплетения); они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками (небольшая овальная или квадратная, плотная форма, в разных сочетаниях обогощающая рисунок и фактуру кружева). Ранее В.к. было цветным. Кружево плели из отбеленного льна, хлопка (бумаги). В соответствии с модой здесь вырабатывали штучное кружево — косынки, пелерины, жабо, воротники, салфетки. Орнамент чаще всего геометрический.

Вятское (кировское) — вид коклюшечного кружева, возникший в середине 19в. в г.Вятка, где в это время сложился промысел. Сцепное кружево отличалось в ленточном, беспрерывно изгибающемся орнаменте — в круглых петлях и острых поворотах полотнянки (по структуре и внешнему виду подобна ткани полотняного переплетения),
остроконечных звездах, украшающих фон решетку. Плелось как мерное, так и штучное кружево.

Гипюр - вид игольного кружева с четко очерченным плотным геометрическим узором без решеток. Появился в Италии на рубеже 15816вв., позже, в 17в., появился во Фландрии плетеный Г. с более мелким орнаментом и совершенно лишенный рельефа. В Г. элементы шитого или плетеного узора имели характерные для барокко завитки и
крупные цветы Русские гипюры получили распространение как вид строчевой вышивки. В настоящее время изготавливается машинным
способом как плотное кружевное полотно.

ГИПЮР- кружево в котором элементы шитого или плетеного узора соединены тонкими связками.

Голландское (фламандское) — см. бенш.валансьен, малин.

Елецкое (липецкое) — вид русского коклюшечного кружева, выплетаемого парным плетением преимущественно белыми льняными
катушечными нитками, реже шелковыми, тоньше вологодского; характеризуется особым сочетанием плотного и воздушного ажурного орнаментов. Изготавливается как мерное, так и штучное кружево. В Ельце промысел существует с середины 19в.

Киришское (захожское) — кружево, изготавливаемое в Ленинградской области. Промысел К.к. издавна был сосредоточен в деревнях. Известен с конца 18 — начала 19вв. Плетение возникло в подражание металлическому, но выполняли его из тонких льняных ниток. До наших дней сохранились старинный тип и местные мотивы узоров: пяти и
семилепестковые широкие округлые цветы под названием "медвежья лапа", круги, лопаточки и др. По технике исполнения кружево раньше было численным, позднее — сцепным. В прошлом преобладало мерное кружево, которым украшали свадебные полотенца, простыни, праздничные рубахи, оконные занавески. Но плели и шарфы,
косынки из шелковых ниток, платья, блузки по заказам из Петербурга. В белое кружево иногда вводили цветные нити.

Кроше — кружево из ниток кроше — прочных хлопчатобумажных, изготовленных из мерсеризованной или немерсеризованной пряжи в четыре сложения. Нитки получают двойным скручиванием, благодаря
чему они имеют вид сплетенного шнура.

Кружевное полотно — прозрачная ажурная ткань с рисунками, образуемыми путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, получаемыми за счет плетения нитей. Идет на изготовление нарядных блузок, платьев, используется в качестве отделки.

Кружево алансон — шитое иглой кружево с правильным сетчатым фоном, чрезвычайно тонкое и дорогое.

Кружево блонда — шелковое плетеное кружево, исполнялось на испанский манер: по шелковой сетке большими матовыми цветами. Шло на мантильи, головные уборы испанок. Название дано ему по его суровому цвету.

Кружево брабант — ручное плетеное рельефное кружево, напоминающее гардинный тюль.

Кружево брюссельское — одно из самых знаменитых кружев.
Тонкое, чрезвычайно изящное, шитое иглой. Составлялось из фрагментов, скрепленных тонкими связками. Под названием «англетер» контрабандно ввозилось в Англию.

Кружево валансьен — стало знаменитым только в 18 веке. Прозрачная, тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо в честь французского города Валансьен.

Кружево венецианское — шитое иглой кружево, чрезвычайно тонкое и дорогое.

Кружево «малин» — тонкое ручное плетеное кружево с четким узором на сетке, напоминающей пчелиные соты.

Кружево торшон — машинное кружево — имитация ручных плетеных кружев.

Кружево фламандское — кружево, выполненное на тюле, отличалось необыкновенной тонкостью. В городе Бенше изготавливалось кружево на фоне сетки, напоминающей снежинки.


Лама — кружево из тонкой шерстяной нити.

Малин — вид коклюшечного кружева, производимого в городе Малин (Бельгия) в 18 и 19вв. Тонкое гладкое, шириной 408120мм. Его
особенностью является рельефный контур, образованный более толстой, нежели для самого кружева, блестящей льняной нитью, проложенной
по краю орнамента и как у кружев бенш и валансьен роккайльный (в виде раковины) орнамент, образованный из плотного переплетения нитей и густая узорная сетка фона. Во второй половине 18в. кружево М. стало воздушнее и прозрачнее. Изящный цветочный орнамент
располагается на тюле с очень мелкими круглыми ячейками.

Михайловское — рязанское многоцветное кружево. Выполняется в простой технике счетного, или численного плетения. Может быть мерным, но выплетаются и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток. Традиционны плотно плетеные элементы с народными
названиями "бубенцы", "мысы", "городки".

Пико — плетеное из большого числа нитей отделочное коклюшечное кружево. Им отделывали в конце 19 — начале 20вв. края одежды.

Плетеное К. подразделяется на численное и сколочное.
Численное К. выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры.
Сколочное К. («парное» и «сцепное» делается по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими К.
В «парном» К. узор и фон плетутся одновременно.
В «сцепном» К. основные элементы узора выполняются в виде тесемки (т. н. вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решетками»).
В «парном» К. преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.


Подвенечное — тип шитого кружева в 16817вв. для подвенечного наряда во Франции и Испании. Рисунок кружева включал фамильный герб невесты. П.к. назывался также карнавальным кружевом.

Пуант_ляс — мерное кружево, плетеное из шелковой или хлопчатобумажной тесьмы, соединяемое между собой бридами. Появилось в Генуе в 16в.

Русское — раннее русское кружево (15 — вторая половина 17вв.) нередко выполнялось из золотых и серебряных плетеных нитей с включением в них золота, бити (сплющенной проволоки), жемчуга и
напоминало ювелирные украшения.

Седанское (по названию города во Франции) —шитый гипюр.17в.

Торшон — плетеное коклюшечное кружево из льняных или хлопковых нитей, шириной 158100мм. Известно также как русское кружево, крестьянское, баварское. У кружева, пары нитей которого проходят через фон по диагонали и при сплетении образуют вертикальные плетешки, ячейки сетки имеют вид прямоугольников. На переходах к плетешковым бридам нити перевиваются, поэтому горизонтальные нити тоньше.

Тюль — в русском коклюшечном кружеве — вид решетки с шестиугольными ячейками.

Филе — всякая вязаная сеткою работа, ячеистое вязание.

Флемское — так в России называли фландрское кружево беши, бинч.

Шантильи (по названию города во Франции) —коклюшечное черное, в меньшей степени белое, шелковое или льняное кружево для шалей.
Появилось в начале 18в. В конце 19в. использовалось для солнечных зонтов, белья.


Литература:
И.Ц. Балдано. Мода XX века. М.,2002
Н.Ю. Бирюкова. Западноевропейское кружево XVI8
XIXвв. в собрании Государственного Эрмитажа.
Л.,1959
Вологодское кружево. М.,1962
Елецкое кружево. М.,1962
Э. Маклакова, О.Поликарпова. Старинный костюм
в кино, М.,2001
О.С. Попова, Н.И. Каплан. Русские художественные
промыслы. М.,1984
В.А. Фалеева. Русское плетеное кружево. Л.,1983
Об имитации кружев см. кн. И.Л.Элияссон
"Художественная обработка тканей для сцены",
М.,1955 или выдержки из этой книги в журнале
"Сцена" ¹14,2000г.,с..41



И еще один словарь:
А

Аграмант-мерное кружево с волнистыми краями с двух сторон
Б

Балалайки - кружевной край численной техники плетения с зубцами, похожими на балалайки

Блонды - один из видов плетеного кружева. Производились в городах Кане, Байе, Пюн ( во Франции). В России выплеталось в г. Балахна Нижегородской губернии

Бубенцы (бубенчики) - кружевной край численной техники плетения с полукруглыми плотными зубцами
В

Валансьен - тонкое кружево, без рельефа, имеет плотный узор и фон из круглых ячеек. Названо кружево по центру производства городу Валансьену ( Франция). С середины XVIII века в данном кружеве появляется растительный орнамент на фоне мелких четырехугольных ячеек.В России такого типа кружева плели в Мценске и в Паленской школе кружевниц (Вологда)

Вилюшка - непрерывно изгибающаяся тесемка, может быть любого типа плетения, чаще всего полотняного. Посредством вилюшки выкладывается основной узор сцепного кружева

Валик - подушка цилиндрической формы, для плетения кружев,набиваемая опилками, сеном, соломой

Г

Гипюр - один из видов шитого иглой или плетеного на коклюшках кружева. Имеет плотный узор без решеток. Выплетался в Италии и Фландрии ( во Франции)

Гречишка - так называется решетка в елецком кружеве

Д

Денежка - ромбический узор, выполненный полотнянкой или сеткой, в численной и парной техниках плетения

Ж

Жучок(паучок) - элемент полотняного плетения, имеющий овальную форму, выполняется по определенной схеме, различают жучков на 4 и 6 парах

З

Закидка - технический прием, выполняемый при плетении поворотов в кружеве. Существует несколько типов закидки.

Закрайка - верхняя часть кружевного края

К

Кирпичики - кружевной край плотного плетения численной техники, имеет слабо выраженные зубцы

Клюни - один из видов сцепного кружева, повторяющий выплетаемый в XIX веке узоры из музея Клюни

Колуны - народное название кружева клюни

Коклюшка - основной инструмент кружевницы, деревянная палочка с шейкой для намотки ниток

Корченки - сложенная вдвое насновка, элемент отделки, вносит определенную пикантность в изделие

Край - мерное кружево, имеющее с одной стороны ровный край, а с другой - волнистый

М

Малин - вид многопарного кружева, производилось в Брабанте, Малине, Антверпене. Имеет сходство с кружевами валансьен: плотный орнамент с узорной сеткой фона, затем появился цветочный орнамент на тюлевом фоне. Выплеталось русскими мастерицами Мценска, Ельца, а так же в помещичьих усадьбах и при монастырях

Мушки - см.жучки, местное название

Многопарное кружево - ажурный узор: плотные геометрические формы на фоне прозрачной решетки, способ плетения сколочного кружева с применением большого количества пар коклюшек

Мерное кружево - кружево в виде полосы ( аграмант, край, прошва), выплетается метражом, может выплетаться в отдельных случаях в сцепной технике

Мысы - кружевной край численной техники плетения с треугольными зубцами

Н


Насновка - один из основных элементов коклюшечного кружева плотного рельефного плетения различных форм: овальной, квадратной, четырехугольной, круглой, полукруглой, треугольной

О

Оплет - кружево в виде замкнутой прямоугольной, круглой или овальной каймы, служит для отделки и украшения предметов одежды и интерьера ( платки, салфетки, скатерти...)

Отвивная петля - дополнительный элемент коклюшечного кружева. в виде петельки в одну нитку, служит для украшения, применяется в плетешковых решетках

Отметные - разновидность бубенцов с более сложной техникой плетения и своеобразным рисунком

Основной узор - термин применяется в сцепном кружеве, и обозначает ведущий рисунок кружева. Имеет плотную лентовидную структуру, может быть выложен полотнянкой одинаковой ширины как в вологодском кружеве, либо изменять ширину и плотность тесемки как в вятском и елецком кружевах

П

Павлинка - кружевной край численной и парной техники плетения с прозрачными полукруглыми зубцами

Парносцепное кружево - кружево, в котором фрагменты многопарного плетения соединяются при помощи сцепа

Перевить - основной прием плетения обозначающий:переложить правую коклюшку через левую

Паучок - элемент коклюшечного кружева, имеюший лучевую структуру и плотную середину

Плетешок - основной элемент кружева : туго сплетенный шнур из 4 нитей ( на двух парах)

Позументное кружево - плотное кружево численной техники плетения ( без зубцов)из одних плетешков, образующих ромбическую решетку

Полотнянка - один из основных элементов коклюшечного кружева, способ переплетения нитей по схеме:сплести-перевить-сплести ( в полный заплет). Структура переплетения аналогична ткани полотна.Различают полотнянки: без перевива пар, в перевив крайних долевых пар, в перевив ходовой пары, в перевив всех пар

Р

Решетка - 1)В сцепном кружеве заполняет свободное пространство в основном узоре и служит фоном. Состоит из плетешков, насновок и паучков в любом сочетании 2)В многопарном кружеве является основным фоном.Выполняется путем переплетения нитей в определенном порядке

Росколь - народное название одного из основных элементов кружева - сетки


С


Сетка - один из основных элементов коклюшечного кружева, способ переплетения нитей с их диагональным расположением. Выполняется по схеме: перевить-сплести ( в ползаплета).


Скань - утолщенная нить (белая или цветная), проложенная по краю или центру тесемки, придающая особую рельефность и выразительность. Различают 5 видов скани: полотнянку, веревочку одностороннюю и двустороннюю, косичку одностороннюю и двустороннюю


Сколок - технический рисунок кружева.Используется при многопарном и сцепном плетении


Сплести - основной прием плетения одной парой, обозначает : переложить внутреннюю коклюшку из правой руки под внутреннюю коклюшку из левой руки, т.е. две внутренние коклюшки поменять местами в обязательно строгом порядке - правую под левую

Сухарики - см. кирпичики

Сцеп - прием соединения элементов узора посредством крючка

Сцепное кружево - кружево тесемочного типа, плетеное небольшим числом пар коклюшек, элементы которого соединены при помощи сцепов. В сцепной технике обычно выполняют вещи штучного характера : косынки, воротнички, салфетки, скатерти и пр.

Ч


Численное счетное) кружево - ажурный узор из различных элементов кружева, полученный на коклюшках без сколка, по счету перевива нитей


Ш


Шантильи - один из видов плетеного кружева Франции. Производился в городах Шантильи, Байе, Кане, Пюи. Черные шелковые кружева с изящным цветочным орнаментом на фоне тонкого тюля 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

Привет! Меня завут Наталия и это мой блог: Добрушки - добрые игрушки
...Читать далее