воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Из истории венецианского кружева.



 В средние века Венеция являлась законодательницей моды в Европе. Венеция не только поставляла шелка, атласы и другие текстильные предметы роскоши, но и диктовала на них модные тенденции.
 Франция и Англия были крупнейшими рынками для венецианских товаров. Екатерина Медичи привезла во Францию итальянские кружевные воротники, популярность которых при французском дворе стала мгновенной.
 В день коронации Король Франции Людовик XIV носил на своем плаще драгоценный кружевной воротник, сплетенный кружевницами Бурано, на изготовление которого ушло более двух лет терпеливой работы.
 Существуют мало сомнений, что именно Венеции принадлежит честь введения игольного кружева в Европу, "венецианского золота", как его тогда называли. Так же существует достаточно авторитетная версия, согласно которой сами венецианцы открыли для себя игольное кружево, изучив предметы искусства сарацин, которые в те времена селились на Сицилии.
 Изготовление кружева всегда было в Венеции частным предприятием, в отличие от больших и находящихся под государственной протекцией других отраслей ремесленного дела, например стекольного производства в Мурано. Кружево изготавливалось непосредственно в домах знати и в монастырях.
 Упоминается, что в 1592 году Морозини Гримани, жена доджа Марио Гримани организовала мастерскую, в которой под руководством наставницы Катарины Гардин трудились более 130-ти кружевниц. Кружево из мастерской обслуживало как интересы самой доджарессы, так и шло на подарки, которые она рассылала своим подругам в знатные дома Европы.
 На изготовление нескольких сантиметров кружева уходили дни работы. Льняные нити прялись маленькими девочками во влажных венецианских подвалах - высокая влажность была необходимым условием для мягкой кружевной сетки. Венецианское кружево периода его расцвета 16-17 вв. ценится особенно дорого.

Reticella

Reticella


Point de neige,17-й век



Point de Neige, second half of 17th century.



Gros Point de Venise




 Венецианское кружево не только было популярно в Европе, его изготовлению активно учились. Итальянские кружевницы нанимались на работу во Францию, где возникало собственное кружевное производство. На королевских кружевных мануфактурах в 1665 г. венецианское кружево Punto in Aria превратилось в "Point de France", таким образом началось тяжелое соревнование с французского и итальянского кружевоплетения.
 Кружево Алансон вышло из венецианского игольного кружева. Но, если в венецианском кружеве царили стандарты, изначально жестко заданные орнаменты, то французы пошли дальше по линии эстетики. Алансонское кружево, свободное по форме и орнаменту, более изящное и более дешевое в изготовлении, постепенно начало теснить венецианское кружево. Как говорят сами итальянцы: "Венецианцы превратили кружево в искусство, французы в промышленность".Вот, кстати, удалось найти фотографию Point de France needle Lace Flounce 1700-1725 :

Как вы можете заметить, сходство с Венецианским кружевом еще на лицо.

В начале восемнадцатого века кружевная промышленность в Венеции идет на спад.

 В 1734 французские, фламандские и английские кружева в венецианских кружевных лавочках продавались дешевле, чем местное кружево. В 1750 Бенедетто Раньари и Пьетро Габриэле попытались "улучшить" итальянскую кружевную промышленность, подражая фламандским и французским кружевам, особенно светлым. Они были освобождены от налогообложения в течение многих лет, и их предприятия снова начали приносить прибыль, но расцвет венецианского кружева уже остался позади. С падением венецианской республики кружевное дело в Италии навсегда переходит в сферу семейного бизнеса.
 То, чем мы в основном пользуемся сейчас, является так называемым кружевом "Бурано". Этот вид венецианского кружева изначально изготавливаемый мастерицами, небольшими семейными и приходскими мастерскими островка Бурано под Венецией, сумел пережить трудные для итальянского кружева годы 18-го века.
 О ранней истории кружева "бурано" известно очень мало. В ранних документах говорится, что по своей красе они превосходят кружево Фландрии. Но, по всей видимости, с годами кружево заметно грубело. Так в письме, написанном в 1875 сэром Генри Лаярдом, буранское кружево описано как "точно как Алансон", но с существенной разницей в том, что "цветы являются спутанными и толстыми, и очень неуклюже вплетены в сетку". Изначально лен для кружева привозился из Фландрии, так как местная льняная нить по своему качеству не подходила для кружевоплетения. Но впоследствии лен заменил более дешевый хлопок, что и сказалось на качестве и "тонкости" местного кружева.
 В 1872 году выдалась очень холодная зима. Для местечка Бурано, где рыбная ловля являлась главным источником дохода, это была трагедия. Именно тогда благодаря графине Адрианы Марчелло и члену парламента Паоло Фамбри, возникла идея поддержать семьи рыбаков за счет возрождения кружевоплетения. К тому времени была еще жива восьмидесятилетняя леди Cencia Scarpariola, она и раскрыла свои секреты учительнице начальной школы Анне Бельорио д'Эст, которая в свою очередь преподавала их дочерям и другим девочкам. Так в конце 19-го века в Бурано была открыта прославившая остров знаменитая школа кружевниц. Работы учениц школы шли нарасхват в лучшие аристократические дома Европы.
 В целом конец 19-го - начало 20-го века было "золотым" временем для итальянского кружевного текстиля. Спрос на него в Европе, особенно в Англии, был сумасшедший. И очень многие вещи, предлагаемые сейчас в магазинах антикварного столового текстиля, относятся именно к этому периоду. Поклонницами буранского кружева стали герцогиня Гамильтон, королева Голландии, графиня Бисмарк.
 Среди буранских мастериц существовала легенда, согласно которой первое венецианское кружево подарила местному пареньку Паоло русалка. Юный рыбак был настолько беден, что не мог сделать подарок свой невесте. Однажды в его сети попалась королева русалок. В обмен на свое освобождение она подарила рыбаку свадебную фату, сплетенную из морской пены. С тех пор местные девушки, готовя кружево к свадьбе, стремились перещеголять мифическую русалочью фату из морской пены.






Производство кружева росло бурными темпами вплоть до Первой мировой войны. Немного восстановившись после первой мировой войны кружевоплетение в Бурано испытало максимум трудностей во время и после Второй мировой войны.
 К сожалению, знаменитая "кружевная" школа окончательно закрылась в 1972 году.
 Школа кружевниц в Бурано 1954г.
В Бурано кружево изготавливается и сейчас, в семейных мастерских, но уже исключительно для обслуживания туристов.
Современный магазинчик в Бурано

Современное или, в лучшем случае, винтажное кружево.
Стоит такое кружево, конечно, не дешево, но его очень много и оно никак не "музейного уровня", как об этом зачастую говорят его продавцы. В лучшем случае они заблуждаются сами (что вряд ли). Многие из таких скатертей продаются в Бурано, а в массовом порядке изготавливаются во Вьетнаме и Таиланде...
Как-то так :)
 Отличить современную скатерть венецианского кружева от антикварной или, в лучшем случае, винтажной, можно только внимательно изучив орнамент кружева на предмет его уникальности, изнанку изделия и имея некоторый опыт и познания в истории кружевоплетения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

Привет! Меня завут Наталия и это мой блог: Добрушки - добрые игрушки
...Читать далее