Я уже писала ранее, что моё любимое кружево Брюссельское (Point de Gaze). Искала что то интересное о нём и натолкнулась на замечательную статью о старинных кружевах. Хочу с вами поделиться этим счастьем.
Начиная с 16-го века, шитое кружево безошибочно указывало на роскошь и элегантность. И хотя оно, в большинстве своем, производилось в Италии для церковных нужд, вскоре его экспортировали в Европу и стали производить в нескольких местах.
Шитое кружево стало неотъемлемой частью каждого приличного платья 17-го века – и мужского и женского – а искусно сделанные жабо, воротнички и манжеты тонкой ручной работы появляются на бессчетных портретах европейцев. Самую серьезную конкуренцию ему составило кружево, плетенное на коклюшках, которое пришло из Фландрии в начале 18-го века.
Стиль Reticella или Punto in Aria
Первые шитые кружева были изготовлены в Венеции и, без сомнения, ведут свое начало от таких причудливых примеров рукоделия, как на фото вверху, которые получались в результате вытягивания иголкой ниток из ткани основы. В конечном итоге дизайнеры и вовсе отказались от ткани: продольные нити основы натягивали над пергаментной основой, а затем покрывали обмёточными стежками. Эта более свободная форма изделий стала известна как Punto in Aria, или "стежки в воздухе." Строгие, плотные образцы шитья были подобны манжетам 19-го века, как на снимке слева, где мотивы изначально были строго геометрической формы (решеткой), а затем постепенно становились криволинейными.
Первые шитые кружева были изготовлены в Венеции и, без сомнения, ведут свое начало от таких причудливых примеров рукоделия, как на фото вверху, которые получались в результате вытягивания иголкой ниток из ткани основы. В конечном итоге дизайнеры и вовсе отказались от ткани: продольные нити основы натягивали над пергаментной основой, а затем покрывали обмёточными стежками. Эта более свободная форма изделий стала известна как Punto in Aria, или "стежки в воздухе." Строгие, плотные образцы шитья были подобны манжетам 19-го века, как на снимке слева, где мотивы изначально были строго геометрической формы (решеткой), а затем постепенно становились криволинейными.
Кружево смешанных техник
Это кромочное итальянское кружево 17-го века являет собой эксперимент: узкие ленты, сплетенные на коклюшках, в сочетании с фрагментами кружева, шитого иголкой обмёточными стежками. Мастерицы экспериментировали также и с различными элементами декоративного заполнения промежутков внутри орнамента. С помощью планок или переплетенных в косички ниток осуществлялась сборка частей орнамента в единое целое, наподобие веера.
Стиль Gros Point de Venise
Каждая деталь этого жесткого, плотного шитого гипюрового кружева обработана обмёточными стежками. Каждый завиток и изгиб цветок, контуры которых выложены толстым шнурком тесьмы, были со всех сторон обработан обмёточным швом. Поскольку одна сторона этого стежка объемнее, чем другая, близко посаженные ленты тесьмы склонны закручиваться; так что зубцы, круги и закрученные спиралью завитки получаются естественным образом. Обмётанные косички из ниток соединяли фрагменты мотивов, а различные замысловатые стежки использовались для заполнения вышивкой пустых промежутков узора. Изумительный объемный трехмерный стиль Gros Point развился в 17-м веке в Италии (1650-1670), но этот образец относится к концу 19-го века, модифицированная копия.
Брюссельское кружево Point de Gaze
Хотя этот изящный образец плотного шитого кружева сильно отличается от каймы, представленной вверху, он был изготовлен с помощью тех же самых основных стежков. Кружева в стиле Point de Gaze относятся к самым дорогим изделиям 19-го века, и большинство из них были произведены в Бельгии – и, как говорят, самые искусные в Брюсселе. Небольшие вставки этого шитого кружева, которое называлось Rose Point, часто комбинировали с кружевом на коклюшках в стиле Brussels Duchesse bobbin laces.
Цветочные завитушки с острыми углами на этом воротничке представляют стиль, который появился в конце 17-го – начале 18-го века –
и в Италии и в других местах. Сделанные на прутках, части узора соединялись с помощью обметанных косичек, украшенных мелкими дырочками (пико). Крошечные обметанные кружочки пришивались к цветам. Подобное этому кружево называлось Coralline.
Стиль Point de VeniseВ полную противоположность образцу на фото сверху, этот роскошный воротничок –пример жесткого шитого кружева с завитками из цветов и плотной окантовкой из тесьмы. Этот образец с глубокой зубчатой каймой для украшения высокого воротника хитроумно оформлен без единого шва. Он был изготовлен около конца 19-го века.
Стиль Point d'AlenconБукеты из цветов и веток папоротника, сопровождаемые переплетающимся орнаментом с замысловатой мелкой вышивкой внутри узора характеризуют этот изысканный образец шитого кружева, который производили в период с 1852 по 1870 г.г. во Франции во времена 2-й Империи. Роскошная натуральность узора достигалась за счет тонких теней. В узоре этой занавески (сетки) присутствуют крошечные шестиугольники, образованные дополнительными перекрученными нитями, пущенными по краю каждого из внешних обмёточных швов. Тем не менее, эта сетка плотная и без преувеличения выглядит, как хрупкое брюссельское кружево Point de Gaze. Часто различные части этого кружева выполнялись узкими специалистами – полотно одним человеком, трудоемкая мелкая внутренняя вышивка другим человеком, сетка третьим. Иногда для изготовления одной вещи задействовали до десяти специалистов.
Стиль Burano ReseauВ этом кружевном воротничке с его цветочными мотивами с широкими завитками есть тесьма, которая не бросается в глаза и не обметана привычным образом, поэтому изделие совершенно гладкое с неброской элегантностью. Сетка была изготовлена с помощью дополнительно перекрученных нитей сквозь каждый ряд петель, как в алансонской оборке на фото вверху. Благодаря этим дополнительным плотно затянутым нитям она создают четкую структуру, похожую на лесенку, на фоне сетки, черта, которая указывает на то, что этот образец пришел с маленького острова Burano, рядом с Венецией. Датируется он примерно началом 19-го века, но после возрождения там кружевоплетения в 1874 г., когда несколько стилей и типов кружева дублировали друг друга.
Стиль Point de FranceВ этом узком воротничке с изящными завитками цветов присутствует сетка из шести-угольников, все части которых покрыты обметочными стежками. Производство такого кружево требовало много времени. В этом образце задействована рельефная тесьма, разнообразная мелкая вышивка и маленькие рюшечки, которые придают эффект трех-мерности. Этот стиль Point de France возник в конце 17-го века, но данный образец был изготовлен, пожалуй, в начале 19-го века.
Брюссельское кружево Point de GazeПосле исследования плотного кружева, как то, что представлено на фото выше, трудно помнить о том, что это те же самые приёмы и типы стежков, которыми выполнены изящные образцы и этого тонкого Брюссельского листа для веера. Крошечные петельные стежки – плотно скученные в узоре и разреженные по фону – были все сделаны одновременно с помощью иголки с ниткой. Этот узор из цветов и завитков украшен широкой гаммой мелкой вышивки, которой заполнены внутренние пустоты. Это кружево было изготовлено между 1860 и 1890 годами.
Кружево с вырубкой и филеЭта впечатляющая столовая скатерть характеризуется центральной панелью с необычной вырубкой (шитое кружево) и вышивкой по льняному полотну цвета слоновой кости. Широкая кайма из филейного кружева имеет зубчатый орнамент, вытканный иглой бельевым стежком. Другие примеры сетчатого кружева этого популярного типа представлены на странице «Другие виды кружева».
Стиль ReticellaВ этом восстановленном Викторианском образце кружева итальянского Возрождения диагональные элементы доминируют внутри основной для стиля Reticella решетки. Эта техника идентична той, что использована в работах 16-го и 17-го века, но отделка отличается. На первый взгляд это можно ошибочно принять за кружево машинного производства, но при увеличении становятся различимы петельные обмёточные стежки по всему полотну кружева.
Стиль Point de GazeЗдесь мы видим совершенно другой подход к изготовлению шитого иглой кружева. В этих натуралистичных цветочных формах этот исключительный образец выглядит как кружево в стиле Point d'Alencon, но в основе его лежит стиль Brussels Point de Gaze. Сканированная копия, к сожалению, не передает всей его изысканности.
Стиль Point de GazeЭтот воротничок просто КРОШЕЧНЫЙ. Его внутренний диаметр составляет всего 1? дюйма (1 дюйм=2,54 см), однако он заполнен цветами, листьями и завитками в стиле бельгийского шитого кружева. И весь он покрыт крошечными обметочными стежками!
Стиль Point de VeniseЭта манишка, или вставка для шеи в виде нагрудника, была изготовлена из жесткого кружева с помощью тесьмы и обметанных петельным швом косичек. С тех пор, как подобное кружево стали производить в нескольких местах, включая Бельгию, Ирландию и городок Бурано в Италии, установление происхождения стало затруднительным.
Стиль Point de GazeЗдесь представлен еще один образец невероятного утонченного шитого кружева, изготовленного во второй половине 19-го века в Бельгии. И хотя этот стиль отличается от изысканных брюссельских образцов кружева, эта техника точно такая же: весь этот воротничок составлен из крошечных петельных обметочных стежков, в том числе сетчатая основа. Мне удалось разыскать только маленькие образцы, полностью выдержанные в стиле Point de Gaze, потому что для шалей, накидок и широких оборок чаще применяли особые цветочные мотивы в виде аппликаций на сетке машинного производства в целях экономии труда мастериц
Брюссельское кружево
Здесь представлена комбинация из брюссельского кружева в стиле Point de Gaze и голландского кружева на коклюшках конца 19-го века на примере маленького воротничка. Вышивные вставки часто бывали еще мельче, но на этом фото всё выполнено швейной иглой, кроме края и маленького фрагмента на верху из кружева на коклюшках.
Стиль Point AppliqueПо верхней части этого воротничка вышитые иглой мотивы нашиты на сетку машинного изготовления. При увеличении деталей узора четко видно, что эта сетка продолжается и под наложенными на нее фигурами; нитки этой сетки даже по цвету слегка отличаются. Нижняя часть этого воротничка украшена в гипюровом стиле без сетки, а вышитые иглой мотивы удерживаются на своих местах с помощью обшитых петельным швом косичек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий